Мир без сект
Главная | Существовал ли в I веке Иерусалимский руководящий совет? - Форум | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход
 
Пятница, 18 Август 2017, 05:52
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Религии и секты » Свидетели Иеговы » Существовал ли в I веке Иерусалимский руководящий совет? (Артур Гуляев)
Существовал ли в I веке Иерусалимский руководящий совет?
KlimovoldДата: Вторник, 24 Февраль 2009, 23:10 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 35
Репутация: 1
Статус: Offline
С сайта "Антибиотик"

Артур Гуляев
Существовал ли в I веке Иерусалимский руководящий совет?
Деяния 15:6

“Но поскольку у Павла и Варна́вы происходили с ними немалые разногласия и споры, то решили, что Павел и Варна́ва и некоторые другие братья пойдут по поводу этого спора к апостолам и старейшинам в Иерусалим“(Деяния 15:2)

Как известно, всю деятельность современных Свидетелей Иеговы направляет и координирует Руководящий Совет, состоящий из помазанных святым духом христиан. Свидетели Иеговы считают, что библейским основанием для такого устройства служит прецедент Иерусалимского совета первого столетия, о котором рассказывается в книге Деяний апостолов, повествующей о важном событии, произошедшем в 49 году н.э.

15 глава книги Деяний рассказывает нам о возникшем споре между двумя группами христиан: иудео-христиан и христиан из других народов. Разногласия носили богословский характер и угрожали единству христианскому собранию первого столетия. Главным камнем преткновения был вопрос о необходимости обрезания христиан из других народов (Деян. 15:1).

Был ли этот вопрос решен чудесным образом? Библии говорит, что нет. Потребовалось определенное догматическое разбирательство и решение апостолов и иерусалимских старейшин, основанное на фактах и Священном Писании.

В последнее время получила широкое распространение идея о том, что в первом веке не существовало Иерусалимского руководящего совета, решения которого подлежали исполнению всеми собраниями христиан. Критики выдвигают ряд возражений:

1. В Писании не встречается название «Руководящий Совет».

2. Иерусалимский Совет не был закрытым и постоянным управляющим органом. В работе совета принимала так же участие вся Иерусалимская община христиан.

3. Раннехристианские собрания были самостоятельны и направлялись святым духом.

4. Почему Руководящий Совет находится именно в Бруклине, и только он участвует в приготовлении духовной пищи?

5. Почему якобы ведомый духом, Руководящий Совет Свидетелей Иеговы допускает ошибки?

Цель этой статьи показать библейское обоснование существованию некоего руководящего совета опытных и духовно зрелых христиан для решения принципиально важных вопросов, затрагивающих библейские вероучения и жизнь христианского собрания.

Историческая справка

Прежде чем ответить на возражения критиков ответим на два вопроса:

1. Существовал ли в первом веке «иерусалимский центр»?

2. Существуют ли исторические свидетельства, подтверждающие существование Центра?

В связи с этим в книге Епископа Кассиана (Безобразова) "Христос и первое христианское Поколение" мы находим следующую справку:

"Во второй период истории Апостольского Века новые христианские группы возникли в разных частях Палестины, Финикии и Сирии. Все они поддерживали связь с Иерусалимом, который, таким образом, приобрел значение общехристианского центра. Это значение сохранилось за ним до конца третьего периода истории Апостольского Века. Понятие "центр" надо употреблять применительно к Иерусалиму в смысле иерархическом. Это было явление единственное и не повторившееся в истории христианства. Притязание Рима на значение иерархического центра Вселенской Церкви никогда не получило общего признания. И какое бы место ни принадлежало Ефесской Церкви в конце I века, она никогда не возвышалась до значения общехристианского иерархического центра.

Иерархическое первенство Иерусалима во второй период Апостольского Века доказывается тем, что в дни гонения Апостолы не последовали за теми, которые покинули столицу, и, оставаясь в Иерусалиме, принимали решения по вопросам общецерковного значения и принципиальной важности. Так они делегировали Петра и Иоанна в Самарию для преподания дара Св. Духа тем, кого крестил Филипп (Деян. 8:14 и далее). По исполнении поручения они возвратились в Иерусалим (ст. 25). Даже Петр, принявший в Церковь Корнилия, был обязан отчетом Иерусалимскому центру. (Деян. 11:1-4 и далее). Утверждение

его отчета имело значение принципиального решения" («Христос и первое христианское Поколение» Часть II, разд. III, 4. Иерусалимский Центр).

Так же вы находим интересное свидетельство у «отца церковной истории» Евсевия Кесарийского. В своей "Церковной истории", цитируя Егезиппа, он пишет:

"Брат Господень Иаков получил управление Церковью вместе с апостолами" (Евсевий, «Церковная история», Книга II, 23, 4).

Некоторые могут возразить, что здесь подразумевается, будто Иаков получил управление над поместной Иерусалимской Церковью. Действительно, Евсевий пишет об этом (Книга VII, 19), но когда он говорит о поместной церкви, то всегда упоминает и ее название (например, Римская, Александрийская Церковь). Однако в случае с процитированным текстом об этом не говорится, и поэтому Евсевий очевидно имеет в виду то, что Иаков с апостолами получил управление над всей Церковью, куда включаются все церкви того времени.

В книге Рона Мосли «Церковь первого века» отмечается:

«Ранние документы, такие, как Дидахе, намекают на то, что церкви в Малой Азии и Греции относились к иерусалимской Церкви с почтением большим, чем синагоги к Синедриону». (Roswell Hitchcock, ed., Didache 8, (Willits, CA: Eastern Orthodox Publishers, 1989), chapters 11-15; Isaac Boyle, trans., Eusebius Ecclesiastical History 3.25.4 (Grand Rapids: Baker Book House, 1974).

Приведенные исторические данные говорят о том, что Свидетели Иеговы не придумывали существование Иерусалимского центра. Однако наиболее авторитетное подтверждение дает сама Библия.

Ответы на возражения критиков

1. Никто не станет спорить с тем, что в Новом Завете мы не найдем названия «Руководящий Совет». Однако так ли важно название? Библеисты и комментаторы используют разные названия применительно к Иерусалимскому совету 49 года н.э. Наиболее распространенное - «апостольский собор». Встречается так же название «иерусалимский центр». Свидетели Иеговы используют распространенное и понятное название «Руководящий Совет», которое полностью отражает суть этого устройства. Например, высшим руководящим органом Русской Православной Церкви является Синод, однако такого термина мы тоже не встречаем в Новом Завете и это никого не смущает. Во времена Христа высшим религиозно-судебным органом был Синедрион, хотя в Ветхом Завете мы не найдем какого-либо текста учреждающего такой орган. Все же Христос не высказывался против него (Мат. 5:22).

2. Вопреки распространенному мнению, в книге Деяний, как минимум, помимо 15 главы, описывается еще одна встреча Иерусалимского руководящего совета, во время которой Павел выступил с отчетом перед этим Советом. В Деян 21:17-19 мы читаем:

«Когда мы пришли в Иерусалим, братья приняли нас с радостью. На следующий день Павел пришёл вместе с нами к Иакову. Там собрались все старейшины. Поприветствовав их, он начал подробно рассказывать о том, что́ Бог сделал среди других народов через его служение».

Критики почему-то не обращают внимания на этот эпизод. Однако этот эпизод вновь подчеркивает роль Иерусалимского совета в разрешении еще одного сложного и важного вопроса (Деян. 21:20-24). Стих же 23 подчеркивает власть Совета.

Считается, что третье путешествие Павла в Иерусалим состоялось в 56 году н.э. Неизвестно по какой причине на этом совете не присутствовали апостолы. Быть может их попросту в тот момент не было в Иерусалиме. Заметим, что на этой встрече не присутствовали и простые члены Иерусалимского собрания. Нет сомнений в том, что это был тот самый Иерусалимский Совет, который собирался ранее в 49 году н.э., далее мы читаем:

«А что касается верующих из других народов, мы послали им своё решение, чтобы они хранили себя от пожертвованного идолам, от крови, от удавленного и от блуда» (Деян. 21:25).

Никто не может утверждать того, что этот совет больше не собирался вплоть до 70 года н.э. В книге Деяний записаны два случая, которые имели серьезное общехристианское значение. Если бы подобных вопросов было больше, нет сомнений в том, что этот Совет собирался чаще. Однако сам прецедент, описанный в 15 и 21 главах книги Деяний, показывает, как решались подобные вопросы среди христиан первого века. О его составе известно только то, что в него входили апостолы и пресвитеры старейшего, иерусалимского собрания. Логично предположить, что по мере сокращения числа апостолов число пресвитеров могло увеличиться. Современный Руководящий Совет Свидетелей Иеговы собирается каждую неделю по средам для обсуждения вопросов, затрагивающих всех Свидетелей Иеговы. Число Свидетелей Иеговы в 235 странах достигло 7 миллионов. Мир сильно изменился, собрание столкнулось с массой новый задач. Конечно, такие масштабы порождают множество вопросов, требующих разбирательств и решений. Без единого и централизованного Совета невозможно никакое единство международного христианского братства Свидетелей Иеговы.

Что можно сказать об участии всего Иерусалимского собрания в обсуждении вопроса об обрезании на Иерусалимском совете 49 года н.э.? В Деян. 15:6 мы читаем:

«Тогда апостолы и старейшины собрались для рассмотрения этого дела».

Большинство библеистов высказываются за присутствие всего собрания на Совете. Например, в «Новой Женевской учебной Библии» о стихе 15:6 говорится:

«Апостолы и пресвитеры собрались. Обсуждение возглавили руководители церковной общины, но из ст. 12 ясно, что присутствовали все верующие.»

В Деян. 15:12 говорится:

«При этом все присутствующие (букв. «множество») умолкли и стали слушать, как Варна́ва и Павел рассказывали о многих знамениях и предзнаменованиях, которые Бог совершил через них среди других народов».

Греческое слово “pleethos” («множество») обычно используется для описания большей группы людей, как например в Деян. 2:6; 4:32; 5:14; 5:16; 6:2; 14:1; 19:9; 21:36. Вряд ли «множеством» можно назвать группу, состоящую только из 12 апостолов и старейшин.

Однако другие стихи показывают, что иерусалимские христиане, скорее всего, не принимали участия в самом обсуждении вопроса и выносе решения. Откуда это известно? Часто чтобы доказать обратное, критики приводят стихи 22 и 23:

«Тогда Апостолы и пресвитеры со всею церковью рассудили, избрав из среды себя мужей, послать [их] в Антиохию с Павлом и Варнавою, [именно]: Иуду, прозываемого Варсавою, и Силу, мужей, начальствующих между братиями… чтобы послать их вместе с Павлом и Варна́вой в Антио́хию. Написав и вручив им следующее: «Апостолы и пресвитеры и братия - находящимся в Антиохии, Сирии и Киликии братиям из язычников: радоваться. (Синодальный перевод).

Доказывает ли стих 22, что все собрание принимало участие в решении вопроса об обрезании? Нет. Стих однозначно говорит о том, что они все вместе решили, кто именно из братьев отправится с письмами вместе с Павлом и Варнавой. В 23 стихе есть одна очень маленькая, но важная деталь – союз «и» в заголовке письма: «Апостолы и пресвитеры, и братия» (СП). Получается, что «и братья», то есть иерусалимское собрание, наряду с апостолами и старейшинами, принимало решение. Однако вот, что отмечает библеист А. Т. Робертсон (A. T. Robertson):

«“апостолы и старейшины, братья”, “oi apostoloi kai oi presbuteroi, adelpoi” - так в самых древних и в лучших манускриптах, без “kai” (“и”) перед словом "братья"» (англ. «Word Pictures of the New Testament»).

В согласии с этим наиболее точные переводы передают это стих так:

«Апостолы и старейшины, ваши братья,— братьям из других народов в Антио́хии, Сирии и Килики́и: приветствуем!» (ПНМ)

«Апостолы и пресвитеры - братья, - находящимся в Антиохии и Сирии и Киликии братьям из язычников, радоваться» (Перевод епископа Кассиана)

«'Мы', апостолы и пресвитеры, как братья приветствуем 'всех вас', братьев своих, - христиан' из язычников, 'живущих' в Антиохии, Сирии и Киликии» (Перевод Института перевода Библии в Заокском, под редакцией М. П. Кулакова).

Последним аргументом, доказывающим, что решение на Совете все же принималось непосредственно апостолами и старейшинами, служит стих из Деян. 16:4 :

«Проходя по городам, они передавали постановления, принятые апостолами и старейшинами в Иерусалиме, которые следовало соблюдать».

Сегодня встречи «Руководящего Совета» Свидетелей Иеговы иногда проводятся в присутствии братьев не являющихся его членами и даже помазанниками. Эти ответственные братья служат в 6 комитетах Руководящего Совета и тесно сотрудничают с ним, однако они не имеют права принимать решения.

3. Критикам, ратующим за либерализм в христианстве, очень не нравится идея централизованного управления делами собраний. Поэтому они пытаются находить разные объяснения тому, что собрания в первом веке якобы были независимы и действовали самостоятельно. Однако любой искренний человек, читающий Новый Завет и в особенности книгу Деяния апостолов, увидит, что это было не совсем так. Не стоит забывать, что собраниям Малой Азии «следовало соблюдать» «постановления, принятые апостолами и старейшинами в Иерусалиме» (Деян. 16:4). Разве это не говорит о власти Иерусалимского совета? Власть эта не была во вред, ведь в Деян. 16:5 говорится: «Благодаря этому собрания укреплялись в вере и изо дня в день увеличивались числом». Видно, что сам Бог благословлял существовавшее тогда устройство Руководящего Совета в Иерусалиме. Действительно, во времена апостолов Иисус часто руководил событиями и конкретными христианами чудесным образом (сравни Деяния 5:19, 20; 8:26; 16:6,7). Однако спорный вопрос об обрезании не был разрешен чудесным образом.

4. Противники часто спрашивают: «Почему Руководящий Совет, представляющий «верного и благоразумного раба», находится именно в Америке и его членами являются американские граждане?». А почему в первом веке Руководящий Совет находился именно в Иерусалиме, а не в Антиохии или Эфесе, и состоял исключительно из евреев? Ответ очевиден. Иерусалимские старейшины обладали наибольшим духовным опытом, хотя в первом веке все христиане, в том числе и в Малой Азии, имели небесную надежду и были помазаны святым духом. То же самое можно сказать и о сегодняшних днях. Часто противники ошибочно заявляют, что Руководящий Совет Свидетелей Иеговы и есть «верный и благоразумный раб». Это не так. Свидетели Иеговы считают, что Руководящий Совет является представителем всей группы «верного и благоразумного раба». Тот факт, что не все члены группы «верного и благоразумного раба» участвуют в приготовлении духовной пищи, не делает членов Руководящего Совета выше других помазанников. Апостол Петр объясняет почему:

«В какой мере каждый получил дар, в той и используйте его, служа друг другу как образцовые управляющие многообразной незаслуженной доброты Бога» (1 Петра 4:10).

5. Почему Руководящий Совет допускал ряд ошибок на протяжении времени? Потому что члены Руководящего Совета несовершенные люди, и они не вдохновлены святым духом, как древние пророки. Нигде в Писании не говорится о том, что безошибочность есть признак одобрения Бога. Например, апостолы Иисуса вплоть до момента его вознесения верили в скорый приход земного Царства Мессии (Деян 1:8). Так же Иерусалимский совет не до конца понимал простую истину, что не только евреям, но и людям из других народов была дарована возможность спасения через Христа. В книге Деяний описывается любопытная история:

«Апостолы и братья, которые были в Иудее, услышали, что люди из других народов тоже приняли слово Бога. И когда Пётр пришёл в Иерусалим, сторонники обрезания стали спорить с ним, говоря, что он вошёл в дом людей, которые не были обрезаны, и ел с ними. Тогда Пётр стал объяснять им всё в подробностях: […] Услышав это, они успокоились и прославили Бога, говоря: «Значит, и людям из других народов Бог также дал раскаяние к жизни» (Деян 11:1-4, 18).

Апостолы не могли понять, казалось бы, очевидную истину – спасение даровано всем. Разве они не слышали слова Иисуса: «Но вы получите силу, когда на вас сойдёт святой дух, и будете мне свидетелями и в Иерусалиме, и по всей Иудее и Сама́рии, и до края земли» (Деян. 1:8)? Неужели они не понимали ясных слов пророчества: «Эта благая весть о царстве будет проповедана по всей обитаемой земле для свидетельства всем народам» (Матф. 24:14)? Очевидно, что человеческое несовершенство и предубеждение мешало им принять правильный взгляд на людей из других народов. Как можно дать свидетельство человеку, не войдя к нему в дом?!

Со временем появились другие неправильные взгляды относительно крещения и обрезания людей их других народов (Деян. 15:1). Только в 49 году н.э. Руководящий Совет вынес окончательное решение и огласил свою позицию по отношению к этому вопросу. Не смотря на это даже в 56 году н.э. христиане из евреев продолжали крепко держаться установлений Моисеева закона (Деян. 21: 20), не понимая, что Закон был уже давно упразднен и не мог приблизить к Богу (Гал. 5:2-6 ) . Согласно преданию один из «столпов» Иерусалимского собрания, брат Иисуса Иаков, член Совета, был ревностным исполнителем Закона до конца дней своих (Евсевий, «Церковная история», II, 23,4). Вплоть до разрушения Храма и Иерусалима христиане из иудеев продолжали быть частью ветхозаветной системы поклонения Богу (Деян. 20:20,21). Всё послание апостола Павла Евреям (ок. 61 года н.э.) является сплошным доказательством заблуждения христиан из евреев касательно неукоснительного соблюдения Закона. Делало ли это их в глазах Бога неверными или плохими? Отнюдь нет, ведь истина открывалась постепенно (1 Кор. 13:9,12).

Заключение

Всякий честный исследователь Библии может прийти к правильному понимаю истины в случае непредвзятого отношения к обсуждаемому вопросу. Отрицать существование в первом веке Иерусалимского совета, значит отрицать изложенные библейские свидетельства и исторические факты. Критики готовы пойти на все, лишь бы опровергнуть взгляды Свидетелей Иеговы. Вникая в глубь проблемы, мы видим, что, по сути, критике повергаются не сами Свидетели Иеговы, а библейский институт централизованного управления международным христианским собранием. Слово «централизованный» не должно пугать нас, ведь речь не идет о тотальном контроле над личностью, каждый волен выбирать, быть ли ему Свидетелем Иеговы или же нет. Мы говорим о порядке, который должен быть среди народа Бога (1 Кор. 14:33). Сложно представить, что бы было, если бы в первом веке не существовал Иерусалимский руководящий совет, через который действовал Христос. В таких условиях вряд ли удалось бы сохранить единство между разбросанными общинами первых христиан. Всякие романтические представления о свободном от любой власти, христианском собрании, неминуемо приводят к плохим результатам в силу общего несовершенства (1 Кор. 5:1-3,6,7; 6:5,6).

Итак, Свидетели Иеговы имеют достаточно библейских оснований для такого устройства, как Руководящий Совет. Братья, служащие в Руководящем Совете, не претендуют на безошибочность и непогрешимость. Они не догматичны и готовы учиться. Свидетели Иеговы не считают «верного и благоразумного раба» и его Руководящий Совет посредником между ними и Богом. Но верят, что сегодня им поручено «давать пищу вовремя» всему народу Бога (Мат. 24:45).

 
Форум » Религии и секты » Свидетели Иеговы » Существовал ли в I веке Иерусалимский руководящий совет? (Артур Гуляев)
Страница 1 из 11
Поиск:


Limited Copyright Мир без сект ©2008 - 2017