Каббала! Каббала?
Перед тем,
как читать, — послушайте: Рав Ашер Кушнир — «Каббала и каббализм» Отвечает рав Ашер Кушнир
1. Можно ли постичь подлинные знания
Каббалы без предварительного изучения Торы?
Каббала —
это неотъемлемая часть устной Торы. Как известно, в Торе есть четыре уровня
понимания, называемые: «ПаРДеС» (в переводе — Сад), но на самом деле это
аббревиатура: «Пшат» — понимание простое, непосредственное, «Ремез» — намёк,
«Драш» — толкование, «Сод» — тайна. То есть Каббала — это только четвертый
уровень понимания Торы — «Сод». И как во всех мудростях мира существует
определенный порядок их понимания, так же и в Торе. Невозможно понять «намёки»,
прежде чем познакомишься с непосредственным содержанием. Так же точно нельзя
понять глубину Торы — Каббалу — без предварительного изучения трёх её более
верхних пластов. Хотя бы потому, что Каббала постоянно оперирует понятиями из
Торы, Пророков, Писаний, Талмуда и всех остальных частей устной Торы. Поэтому
она не постижима сама по себе, и те, кто пытаются «с налету» в ней разобраться,
подобны тем, кто пытался наскоком разобраться в квантовой механике без того,
чтобы получить элементарные знания по математике.
Тот же вывод
однозначно находится и в самой Каббале. Приведём одно из мест: «Говорит Рашби в
книге Зоар (часть 2, стр. 94): четыре составляющих человеческой души. В начале
дают ему "Нефеш”. Удостоился — дают ему "Руах”, удостоился — дают ему "Нешама”,
удостоился — дают ему "Хая”… И как же удостоится человек всех частей души? Дал
ему Творец Тору — ПаРДеС. "Пшат” — простое понимание соответствующее "Нефеш”,
"Ремез” — намёк, чтобы удостоиться "Руах”, "Драш” — для "Нешама” и "Сод” для
"Хая”. И должен человек вначале работать над простым пониманием Торы, усвоить и
соблюсти её повеления, и тем самым он очистит свою "Нефеш”, поднимет её и
удостоится более высокой части — "Руах”. И тогда можно перейти к изучению
"Ремез”…, чтобы удостоиться "Нешама”, а отсюда на "Драш”… и удостоиться "Хая”.
И только тогда, поднявшись, ступень за ступенью, будет он способен постичь
глубину глубин — "Сод”. И только тот, кто последовательно очистил свою душу,
может приступить к изучению "Сод” — тайн Торы, иначе — это большая опасность
для него и делать этого нельзя…» («Маор ВеШемеш», глава «Итро»).
Отсюда явное
свидетельство того, что человек не может изучить Каббалу без того, чтобы
предварительно «не насытился знанием Торы, Талмуда и всех законов еврейской
жизни».
Добавим к
этому ещё одну простую мысль. Все, кто по-настоящему изучал Тору, знают всю
сложность глубины её понимания. Только «Пшат» — простое понимание само по себе
необыкновенно сложно, ведь, как известно, есть 70 сторон в понимании всего
сказанного. И только после этого добавятся на каждую из сторон многочисленные
намёки; а отсюда — толкования каждой мысли на все области нашей жизни. Так,
порой Тора предстаёт как колоссальная, непостижимая загадка, скрытая от ясного
понимания. И тогда… углубимся в «Сод», Каббалу, и вдруг всё запутанное и
непонятное проясняется и выстраивается в стройную систему, связывающую разные
части Торы в единое целое. И не только это, но и часть «мицвот» — заповедей
Торы, у которых на первый взгляд не был понятен ни смысл, ни причина — вдруг
получают понимание как необходимый и обязательный закон духовной реальности. В
этом смысле Каббала подобна чудо-ключу от закрытого и недоступного сада,
наполненного всеми сокровищами мира. Для тех, кто последовательно изучает Тору,
Каббала, как ключ, раскрывает все её внутренние закономерности и полноту. А те,
кто решает начать сразу с Каббалы, подобен человеку, который кричит на весь мир
— «Я нашёл секретный ключ!» Спросили его: «От чего ключ?» Ответил: «Какая
разница. Мне достаточно, что могу поиграться с ним!»…
Итак, первый
вывод: Каббала дана нам из того же источника, что Тора и заповеди, и невозможно
отделить Каббалу от остальной Торы ни в наше время, ни в далёком прошлом, ни в
грядущем будущем.
Кроме
принципиальной сложности познания Каббалы есть и технические трудности. Об
основной из них — материализации абстрактных каббалистических понятий, сами
«новые каббалисты» предупреждают. Но можно ли действительно этого избежать,
обладая внутренним ассоциативным миром массовой культуры, а не чистотой духа
Торы? Более чем сомнительно.
И не только
это, есть ещё ряд технических проблем.
Во-первых,
нет смысла изучать Каббалу посредством лёгкой беседы за бутылкой шампанского
или за чашкой чая. Также не может быть полезной нерегулярная учёба, даже если
она происходит по ночам . Преуспеть можно только в случае величайших усилий и
систематической учёбы, подобно тому, как мы видим на примере величайших
мудрецов Каббалы. Чтобы понять Каббалу, от человека требуются натренированная
работоспособность и определённый образ мышления, который, как правило, можно
приобрести только в результате долголетнего изучения Талмуда.
Во-вторых,
мудрость Каббалы включает в себя колоссальное количество материала, которое
значительно превышает то, что предлагают «новые каббалисты» своим ученикам. Без
попытки охватить его во всём объёме и во всех деталях не получится у них
рассмотреть общую картину и построить на этой основе полное, стройное и ясное
здание знаний.
В-третьих,
для того, чтобы понять профессиональную терминологию Каббалы, желательно знать
язык Торы, так как эти понятия принципиально непереводимы.
И ещё многое
найдёте в книге «Шомер Эмуним Кадмон» (Акдама шния, ацаа шния и шлишит).
Всё это
пробуждает больше, чем сомнение: доступно ли глубокое и истинное понимание
Каббалы на уровне, предлагаемом «новыми каббалистами».
2. Принесёт ли какую-либо пользу
изучение Каббалы без исполнения заповедей Торы?
Для того,
чтобы разобраться в этом, спросим: «А для чего вообще они учат Каббалу? Какова
их цель?» Много ответов на это придумано, в основном, чтобы завлечь широкие
массы слушателей. Но за всеми можно найти ответ другой: «Цель изучения Каббалы
— достичь совершенства человека, приближающего его к Творцу». И действительно,
это написано во всех книгах по Каббале в разных формулировках. Один из
величайших авторитетов Каббалы всех времён — Рабби Моше Хаим Луццато с
гениальной простотой даёт определение предназначению человека:
«Человек
создан наслаждаться Всевышним и получать сияние Его света (зив шхинато), — ибо
вот что есть подлинное наслаждение и величайшее удовольствие, какое только
может быть. Но место этого наслаждения — мир грядущий (олам а-ба), который для
этого создан и должным образом приготовлен. А путь, который мы должны пройти,
чтобы достичь желаемого грядущего мира, пролегает через этот мир… Средства же,
при помощи которых можно достичь этой цели — это заповеди(мицвот) Всевышнего. И
исполнить эти заповеди можно только в этом мире. Поэтому Человек и был
изначально помещён в этот мир, чтобы с помощью выполнения заповедей он смог
приобрести право достичь места, предназначенного ему в будущем мире и там
наслаждаться благом, которое он приобрёл себе при помощи этих средств»
(«Месилат Яшарим», начало первой главы).
Итак,
духовная близость с Творцом возможна только благодаря специально
предназначенным для этого средствам — «мицвот», практическим заповедям Творца.
Поэтому во всех книгах по Каббале, за разбором глубинных тайн Творения, есть
одна практическая цель — соблюдение мицвот. Другими словами, конечная цель
изучения Каббалы — понять, как добиться наиболее полного и совершенного
исполнения мицвот и посредством этого удостоиться духовной близости Творца! И
так пишет «Шомер эмуним кадмон» спор первый, 31: «Не способен человек достичь
совершенства в исполнении мицвот, без познания Каббалы…».
И если это
так, то как же совмещаются у «новых каббалистов» абсурдная идея искать духовную
близость с Творцом с желанием отменить необходимое средство достижения этой
близости — соблюдение заповедей Творца?
Для желаний
человека не нужно искать особых причин. Когда не хочется нести груз исполнения
заповедей, то просто решают, что Каббала и заповеди — никак не связаны между
собой.
Но,
разумеется, «новые каббалисты» искали более аргументированные прикрытия своим
желаниям и действительно нашли их в работах Баал Сулам — рабби Ашлага, искажая
при этом оригинальный смысл и придавая ему желаемое толкование. Так, например,
в предисловии к труду «Талмуд эсер асферот» сказано, что «когда человек
занимается мудростью каббалы и упоминает имена "Келим” и "Орот”, то есть имена
сосудов и светов, у которых есть с точки зрения его души принадлежность к ним,
— они тотчас светят ему в определенной мере… и свечение, которое он получает
раз за разом во время занятия, притягивают на него очарование с небес и
преисполняют его изобилием святости и чистоты, которые намного приближают
человека к тому, чтобы достиг он своего совершенства.» Гл.155
Отсюда
привели свидетельство, что для достижения духовной чистоты и близости
Всевышнего достаточно изучение Каббалы без выполнения заповедей…
Ну как же из
этой цитаты «когда человек занимается мудростью каббалы» следует, что уже не
нужно соблюдение заповедей? К тому же явное противоречие этому в том же
предисловии Баал Сулам,где он, наоборот, обязывает всех овладением практических
знаний в Галахе: «"…и один грешник истребит много блага”. Поэтому (чтобы не
называться грешником) обязан непременно повторять законы, насколько это ему
необходимо, чтобы не ошибиться в их исполнении… …говорит рав Хаим Виталь, что
душа связывается с телом, только если оно совершенно и исправлено Заповедями
Торы, 613 заповедями.» Гл. 24. То есть без исполнения заповедей смысл
чародейства произношения имён «согрешившим», приблизительно такой же, как у
человека, по шею сидящего в грязи и льющего чистую воду… на грязь.
Вот только
один из примеров манипулятивного толкования работ Баал Сулам.
Из всего
вышесказанного есть еще одно заключение:
В изучении
Каббалы, без соблюдения заповедей нет ни смысла, ни пользы.
3. Является ли Каббала наукой?
В рекламных
призывах к изучению Каббалы чувствуется огромное усилие представить Каббалу как
науку. Большое количество статей написаны, чтобы убедить читателя в истинности
этого открытия. А откуда вдруг появилась «наука каббала»? Возможно, что ответ
на этот вопрос требует гораздо более подробного разбора этих двух понятий
«Каббала» и «наука». Но это, к сожалению, выходит за рамки краткого ответа. Нам
же достаточно ограничиться ответом по сути. «Наука каббала» появилась благодаря
тому же желанию максимального внедрения Каббалы в широкие массы. И если
психология масс готова быстрее принять Каббалу под вывеской «наука», почему же
не представить её в таком виде? Проблема только, что изобретатели не всё
просчитали до конца.
Если бы они
объявили, что сами открыли новую область науки — Каббалу, полностью приписав её
себе, кто бы мог предъявить к ним какие-либо претензии? Хотите — верьте, хотите
— нет. Мир никогда не страдал отсутствием простаков.
Абсурд
заключается в том, что они силятся представить себя как продолжателей пути
Аризаля и рабби Ашлага. А если это так, то проверим во всех их книгах и
убедимся, что там нет даже намека на то, что Каббала — это наука в её
классическом понимании. А если источником этой идеи не являются книги Каббалы,
а всего лишь фантазия «новых каббалистов», она не стоит серьезного к себе отношения!
Ибо Каббалой, по определению, называется то, что мы получили, а не то, что
придумали. И про это написано в предисловии к книге «Эц Хаим»: «Не переданы эти
вещи человеческому сердцу, в соответствии с человеческим разумом. В их
объяснении с точки зрения логики кроется огромная опасность…». Источником этих
слов служит книга Зоар в главе «Итро» лист 86: «Не слышал — не говори». То есть
то, что не слышал от своего учителя, нельзя самому придумывать.
Кстати, если
Каббала — это наука, почему же тот, кто занимается ею, называет себя раввином?
А если сейчас это стало наукой, то почему об этом не знали ранее? (И правда,
жаль, что рабби Ашлаг не знал, что и он был великим ученым!) И если уж Каббала
это наука, а не религия, то почему ее изучение должно приблизить человека к
Творцу и ускорить приход Машиаха? Зачем отделение десятины? И т. д. Видно, что
подобного рода противоречия не смущают их. И уж вовсе не страшно, если перевод
каббалистических строк будет корректироваться в соответствие с их желаниями,
ведь вряд ли кто-либо поймет и разберётся в этих тонких манипуляциях . Так
например, во всех переводах книг рабби Ашлага на русский язык, слова «хохмат
а-Каббала», т. е. — мудрость Каббалы, переводятся как «наука Каббала». .. А
ведь русскоязычный ученик знакомится с этими работами через перевод. Так что у
него складывается полная иллюзия что Каббала — это, несомненно, наука…
Если
проверить как следует, можно убедиться, что в своих статьях они не приводят
точных ссылок на первоисточники, ограничиваясь общими фразами. И даже если
приводится цитата, то она трактуется в соответствии с заранее желаемыми
выводами. Все это указывает на то, что не из самой Каббалы их «открытия». А
если это так, то откуда их полномочия и авторитет? И вообще, каким образом они
стали каббалистами? И если уж о претензии на науку идёт речь, то пусть всё
будет, как в науке . Там научный авторитет в первую очередь основан на
профессиональном признании. Разве придет кому-то в голову объявить себя ученым
с мировым именем, сделавшим революционное открытие без того, чтобы коллеги в
этой области признали и согласились бы с его открытием? А кто, собственно,
признал и уполномочил этих? Ведь кроме их собственных учеников, явно понимающих
в обсуждаемом вопросе не больше самого «гуру», никто не считает их мудрецами
Каббалы. А те академические круги, которые выдали печать наукообразности,
следует предположить, сделали это из уважения к количеству избранных сочинений.
Ведь до этого в списке научных дисциплин Каббала не числилась. Так откуда вдруг
у них появились специалисты, способные оценить открытие в области, которой они
сами не занимались?
А где же
действительно находятся специалисты? В тех местах, где испокон веков изучали
Каббалу — в ешивах. Благодаря им, мы и знаем о её существовании. Так вот,
поищите там, в этих ешивах, и вы не найдёте там ни одной книги «новых
каббалистов». Они не только не признаны, но и рассматриваются как
интеллектуальный бред и осквернение Каббалы.
Или
попробуйте проверить, есть ли рекомендации к их книгам? Не найдёте! А теперь
проверьте все наши еврейские книги, и вы не найдёте ни одной без
рекомендательных писем раввинов, которые являются удостоверением
профессионального уровня автора и подтверждением истинности самого труда.
И если уж о
выдумках речь идёт, упомянем ещё одну.
Среди многочисленных
обещаний поклонникам «науки Каббала» есть одно, которое по-особенному обладает
притягательной силой: «Шестое чувство». Если вы будете учить Каббалу 3-5 лет,
то дойдёте до «шестого чувства». А если не дойдёте, то это займёт ещё 4-5 лет.
И тогда… А откуда вдруг появилось в «науке Каббала» «шестое чувство»? Из тех же
вымыслов «новых каббалистов». Ведь это прекрасное коммерческое название,
знакомое и загадочное, а главное, это что-то практически ощутимое, которое
можно конкретно предложить. Ну кто же откажется от обладания «шестым чувством»?
Проблема только в том, что ни в одной книге по Каббале нет упоминания об этом
чувстве…
И тут мы
подошли к важному моменту. У всех сторонников нового подхода к Каббале есть
козырный аргумент.
4. Запрет на изучение Каббалы был
раньше, а теперь, с 1995 года, можно уже изучать всем!
А что
изменилось? Почему уже вдруг можно? Процитируем ответ самих «новых
каббалистов»: «Только с девяностых годов 20 века разрешено и рекомендуется
распространение науки Каббала. Почему? Потому что люди уже более не связаны с
религией, стали выше примитивных представлений о силах природы как о
человекоподобных существах, русалках, кентаврах и пр.».
…Теперь
стало ясно. До 1995 года вы, Рита, были религиозной, верили в русалок и
кентавров… А вот с 1995 вам разрешено и рекомендуется …
А откуда
появилась эта дата — 1995? Тяжело её просто придумать. И действительно, принято
среди учеников рава Ашлага, что однажды он выказал надежду, что спустя 50 лет
(по одному из мнений — начиная с 1995 г .), его учение распространится в мире.
Он, конечно же, и представить себе не мог, что придет день, и его чистые
устремления кто-то будет цинично использовать в чуждых ему целях, и к тому же
называть себя учениками рава Ехуды Лейба Алеви Ашлага, Баал Сулам —
благословенна память о нем — и его сына рава Боруха Шолема Ашлага —
благословенна память о нем. Именно этими именами прикрываются все «новые
каббалисты», называя себя их учениками и последователями. Но как же они
осмеливаются называть себя учениками? Ведь ученик расширяет и углубляет учение
своего учителя — а если же он противоречит ему, то не учеником его достоин
называться, а лишь осквернителем его имени. И известно по этому поводу мнение
того, кто принят всеми как признанный авторитет и неоспоримый последователь и
ученик р. Ашлага — рава Авраам Готтлиба, который в своей книге, посвященной
жизни и учению раввинов семьи Ашлаг пишет:
«Тут следует
предупредить и предостеречь от всякого рода институтов и организаций,
претендующих на обучение Каббале, и часть из них даже использует имя рабби
Ашлага, автора книги "Сулам” — благословенна память о нем. Я публично заявляю,
что нет никакой связи между ними и рабби Ашлагом. Они поверхностно берут его
учение и искажают его, используя в своих постыдных целях… Они берут всё внешнее
и поверхностное из мудрости Каббалы и пользуются этим в отрыве от исконного
еврейского пути и в полном отрыве от пути самого р. Ашлага…»
«…Путь
нашего святого учителя состоял в том, что вся внутренняя часть Торы и мудрость
Каббалы, которая является святая святых, предназначена исправить человека —
дать ему силы избавиться от самовлюблённости, дать ему силы принять на себя
веру Творца. А это возможно только посредствам соблюдения Торы, заповедей и
изначальных еврейских обычаев, без разного рода реформ. Ибо заповеди и обычаи
предназначены для цели приближения человека к Творцу. И ни у кого нет права
отменять или облегчать часть из них, ибо они и есть наша жизнь.
И вот любой,
кто читает эту книгу, являющуюся живым свидетельством из уст учеников Баал
Сулам и учеников его сына, ясно видит, что нет и не было ничего общего между
ними и теми искаженными душами людей, представляющих вышеупомянутые
институты.»(«Асулам» стр. 135)
Другими
словами, речь идёт не об учениках рава Ашлага, а о самозванцах, прикрывающихся
его именем.
Перейдём к
ответу на ваш следующий вопрос: «В чем секрет успеха массового распространения
Каббалы?»
Каббала
необыкновенно многогранна, и иногда достаточно ознакомиться с несколькими
идеями о строении мира и человека, чтобы вызвать восхищение и пробудить
духовную жажду. Без всякого сомнения, Каббала захватит любого интеллектуала,
ищущего ответы на загадки жизни. Поэтому даже самого поверхностного знакомства
с работами рабби Ашлага достаточно, чтобы вызвать огромный интерес к Каббале.
Но не стоит
удивляться их нынешнему успеху. Ведь процесс находится в начальной стадии, и
еще непонятно, в каком направлении он будет развиваться и к чему приведёт.
Подобное, но в других масштабах, уже случалось в истории. Не только «новые
каббалисты» пытались «украсть» части Торы и представить их отдельно от
еврейства как часть общечеловеческого знания, объясняя при этом, что евреи
являлись лишь хранителями этого клада, пока не пришло время открыть его и
распространить по всему миру. Все это не ново, так же развивалось и
христианство, когда Шауль из Таршиша понял, что евреи не разделяют и не
принимают его идеи. Он, посредствам нескольких каббалистических манипулятивных
идей, построил основы христианской теологии, которая позволила ему обратиться
ко всему человечеству. Он не выделил Каббалу из Торы, а выделился в секту,
«украв» всю Тору и объявив, что она принадлежит всему человечеству. Вот и
сейчас, по прошествии времени, берут книги Рашби, Аризаля, р. Ашлага,
содержание которых — полная противоположность того, что из них пытаются
выучить, выделяют их из остальной Торы и представляют как «науку каббалу».
Берут идеи иудаизма и представляют их как «Каббала считает»… Христиане
проделывали это значительно ранее.
Перейдем к
Вашему последнему вопросу: «Можно ли изучать Каббалу?»
Если Каббала
изучается с изначальным намерением не соблюдать то, чему она учит и обязывает,
то это полностью запрещено.
Во-первых,
из-за вышеупомянутого ограничения изучать Каббалу до тех пор, пока человек к
этому себя не подготовит. И никто из мудрецов Каббалы ничего не «разрешал» и не
«рекомендовал»…
Во-вторых,
из-за зла, порождённого подобной учёбой. Аризаль в своём комментарии к словам
Теилим: «И негоднику сказал Творец: что тебе к книге закона Моего», утверждает
так: «Знай, что изучение Торы и хорошие поступки, которые делает человек, пока
он остается негодником, не только не прибавляет ему духовной чистоты, но,
наоборот, усиливает силы зла…». Другими словами, пока человек погружен в свои
преступления и нарушает заповеди, изучение Каббалы и произнесение святых Имен
не только не поможет ему приблизиться к Творцу, но, напротив, приведет к
усилению злых сил в нем самом и во всем мире!
Третье и
самое страшное: еврей, изучающий Каббалу, но отделившийся от Торы — отрицает
Тору и называется «апикорес» . Его не присоединяют к миньяну и не вызывают к
Торе. Он в принципе исключил себя из народа Израиля, его наказание «карет», и
нет у него удела в грядущем мире.
В
заключение: От Аризаля и до Баал Сулам и мудрецов Каббалы, которые были после
него, все обязывали религиозных евреев к углубленному изучению Каббалы, как
интегральной части еврейской жизни . И действительно, мы видим расцвет изучения
каббалы: от ешив мудрецов Каббалы до уроков Каббалы во всех больших центрах
еврейского религиозного поселения. И не только они, но и тот, кто только
начинает соприкасаться с духовностью и поиском смысла жизни, может утолить свою
жажду в глубочайших работах Рамхаля, Маараля и других еврейских мудрецов.
Основанные на Каббале, с одной стороны, и не вводящие во все её сложности, с
другой, они дали нам ясные ответы на все вопросы бытия. Это и есть лучший путь
ознакомиться с секретами Каббалы, продолжая при этом параллельное изучение Торы
и соблюдая её повеления, как это принято в еврейском народе испокон веков.
Этот ответ
был проверен и одобрен главой ешивы каббалистов «Ахават Шалом» рабби Яаковом
Гилелем (в переводе), рабби Бенционом Зильбером и другими известными раввинами.
Рав Ашер
Кушнир
Другие статьи
р.
Ашера Кушнира
Посмотресть
все статьи в категории Каббала — Тайная Тора
Источник:http://toldot.ru/tags/kabbalah/#2
|